Белорусские актеры театра и кино Люди театра и кино Интервью, рецензии Ссылки Гостевая

   Карта сайта  Для писем  На главную
• БИОГРАФИЯ

• ТЕАТР

• КИНО

• ПРЕССА

• КОММЕНТАРИИ


Если Вы заметили неточность,
если Вы располагаете
дополнительными
сведениями, напишите
администрации
или оставьте
сообщение в Гостевой.
Спасибо.
  АКТЕРЫГВЛАДИМИР ГРИЦЕВСКИЙ

Грицевский Владимир Владимирович
Фото Олега Сильвановича.
 Грицевский Владимир Владимирович 
    Дедовщина не наш метод
     Алексей Иванюшко

Актер и режиссер Владимир Грицевский в театре киноактера работает почти с момента его открытия. Помимо игры в спектаклях Владимиру Владимировичу неоднократно приходилось говорить в кино за других людей и даже рушить мосты

Рядом с мэтрами
- Вы выпускник ВГИКа, конкурс в который всегда сумасшедший. Сами решили поступать, или кто-то подкинул идею?

- Как это часто бывает, поступал за компанию. Мне было лет 19 тогда. Учился на третьем курсе Гродненского культурно-просветительского училища на отделении режиссуры. Сокурсник Витя Лабынцев сказал, что идет набор в киностудию «Беларусьфильм». Мы пошли на прослушивание сначала в Гродно. Через некоторое время мне прислали бумагу из Минска, чтобы я ехал уже непосредственно на киностудию. Экзамены сдавали в нашей академии искусств. Честно говоря, до конца так и не знал, куда именно поступаю. Оказалось - во ВГИК. Туда как раз шел набор белорусского курса...
- Родом вы из Барановичей. По сравнению с Москвой город совсем небольшой. Какие были впечатления от столицы СССР?
- Ошеломил не столько город, сколько люди, с которыми пришлось познакомиться: Сергей Герасимов, Сергей Бондарчук, Ирина Скобцева... Для меня это было сокрушительное зрелище, потому что личностей такого масштаба я никогда вживую не видел. Только в кино. Учился у Игоря Васильевича Таланкина, талантливого режиссера. У него снялся только в военном фильме «Звездопад». Одну из главных ролей там сыграл сокурсник Петр Юрченков.
- Получается, институт вы окончили в 1973 году, но до момента открытия театра было еще восемь лет...
- Дело в том, что мы-то как раз и пришли с целью организовать свой театр. У нас было два спектакля. Один о Петре I «Юность Петра» по роману Алексея Толстого, второй «Фантазии по Гоголю» - наша дипломная работа. Жалко было терять эти постановки, и мы решили, что можно с них начать. Но с ходу это оказалось для нас неподъемным. Во-первых, надо было найти помещение, штат. Во-вторых, руководство «Беларусьфильма» к подобному начинанию относилось скептически: я числился студийным актером, поэтому должен был в первую очередь работать на студии. Дел там хватало. Снимали около 20 картин в год, не считая документальных. И если актер не ждал главных ролей, то маленьких эпизодов было навалом. К тому же я работал и на озвучивании фильмов...

Право слова
- Говорили в кино за других актеров?

- И за других, и за себя... Тогда ведь было очень много приглашенных актеров из России, Прибалтики. Многие из них наряду со съемками в кино работали в театре. График выступлений часто не совпадал со студийным. Поэтому срываться и ехать на 1-2 дня ради озвучивания небольшого эпизода им не имело смысла. Были и другие причины: если худсовет решал заменить голос актера, то его переозвучивали. Причем без предварительного уведомления.
- На основе чего худсовет мог вынести такое решение?
- Некоторые актеры вообще не могли себя озвучивать. По слухам, существовал даже черный список, согласно которому люди, туда попавшие, не имели «права слова». Считалось, что их голос не соответствует фактуре. Бывало, что у актера она внушительная, а голос высокий. Или наоборот: голос басовитый, а нужен более мягкий тембр. Одним словом, масса нюансов.
- А известных актеров приходилось переозвучивать?
- Редко. В свое время я пытался озвучить Игоря Старыгина. А причина была проста: актер просто не пришел на озвучивание и меня пригласили на пробы. К сожалению, мой голос не подошел.
- В Советском Союзе очень хорошо дублировали зарубежные картины...
- Да, это правда. Но способных делать это актеров было мало. Такие люди объединялись в группы. Например, одну из них между собой называли «Красный звук». Входившие туда актеры дублировали множество картин, ездили по всем социалистическим республикам.
Дубляж требовал определенных навыков. От пленки отрезали небольшой эпизод (старались, чтобы он содержал законченную мысль), крутили его по кругу, а актер наговаривал текст до тех пор, пока полностью не попадал в артикуляцию героя. Записываться должны были все вместе. Когда кто-то долгое время не попадал в артикуляцию дублируемого персонажа, его называли кормильцем. Потому что он давал всем актерам лишнюю смену. Ведь чем больше смен, тем больше денег. Сегодня актеров пишут по одному - есть возможность делать несколько цифровых звуковых дорожек, а затем совмещать их.
- В ваше время актеры участвовали еще и в звуковом оформлении картины...
- Да, они озвучивали стуки, скрипы, шаги, которыми наполнялись кинокартины. Раньше ведь не было обширных фонотек с множеством всяческих звуков. Делалось все в большом шумовом ателье, где хранились специальные фактуры: галька, песок, мрамор, кирпич, дерево для имитации шагов и много другого интересного реквизита. Эта была очень редкая профессия. Ей ни­где не учили, а только передавали по наследству. Помню, в одном военном фильме нужно было озвучить сцену рушащегося моста, по которому выстрелили из танка. Звукооператор недоумевал, как же это сделать. Но мы справились. Причем за два дубля. Грохот стоял страшный...

Охота на зрителя
- Тем не менее публике вы больше известны по работе в театре...

- Году в 1980-м штатные актеры «Беларусьфильма» решили пригласить режиссера Валеру Анисенко (нынешний художественный руководитель Республиканского театра белорусской драматургии. - Прим. авт.), чтобы поставить спектакль. Он принес пьесу Александра Вампилова «Утиная охота». По сути, с этой постановки и начался наш театр. Размещались поначалу в Красном костеле, где раньше был Дом кино. Но нам нужна была другая сценическая площадка. Тогда Анисенко быстро вышел на легендарных московских актеров, которые передали Петру Машерову нашу просьбу: он своей росписью дал добро на выделение помещения в здании кинотеатра «Москва». Тогда же решили, что у нас не будет занавеса: эта особенность по сей день отличает нас от других театральных сцен. Но вместе с тем мы оказались ограничены в использовании многих сценических эффектов, смены декораций, места действия. Это вынуждало нас играть, как в кино, очень достоверно. На новом месте мы открылись постановкой «Вся его жизнь» по мотивам киноповести Евгения Габриловича «Коммунист». И играли на первых порах по два спектакля в неделю.
- Зрители охотно ходили на премьеру?
- Поначалу посетителей было мало. Никто о театре не знал. Мы ввели правило: играли тогда, когда в зале собирались хотя бы 12 человек. Если же эта дюжина не приходила, администратор искал недостающих людей на улице, чтобы спектакль не сорвался (смеется). Со временем о нас немножко прознали, зритель потянулся. Когда дела совсем уж пошли в гору, чтобы не терять выручку, мы поставили дополнительный передний ряд кресел. Для актеров это было не очень удобно: зрители через некоторое время после начала постановки, расслабившись, порой клали ноги на сцену...
- Мило... Еще какие-нибудь зрительские особенности вспомните?
- В 1990-е публика к нам ходила довольно странная и разношерстная. Некоторые посетители пытались выйти из зала через кулисы. То ли не знали, что выход у нас там же, где и вход, то ли просто самовыражались таким образом. Особенно смешно и неловко получалось, когда подобное случалось во время спектакля. Однажды (играли мы, кажется, «Фантазии по Гоголю») за кулисы ушли человек шесть. Причем был эпизод, когда один из героев принимал гостей. И вот стоит он, раскинув приветственно руки, а из-за кулис вываливаются шестеро полупьяных зрителей. Зал, конечно, смеялся долго... Еще помню, как во время антрактов особо любопытные зрители поднимались на сцену, садились на декорации, щупали предметы, пробовали на вкус содержимое бутылок (настоящая ли там водка), фотографировались... Сейчас, к счастью, публика более воспитанная. Хотя тоже не без греха. Нынешняя беда - мобильные телефоны. Как только в спектакле наступает более-менее значимое место, обязательно звонит сотовый. Будто нарочно. Не помню ни одной постановки, чтобы во время нее не случилось пары звонков.

Некурящая бригада
- Новое поколение актеров похоже на вас, умудренных опытом?

- Молодежь немножко другая, конечно. Подходит к профессии больше с практической стороны: а что мне даст та или иная роль? Каждый хочет заявить о себе, стать известным. Для нас в свое время это было просто работой, любимым занятием, если хотите. Званий можно было ждать годами и не дождаться. А сейчас почти две трети исполнителей театра - ведущие мастера сцены. Это высшая актерская категория. Я мастером сцены стал в 45-летнем возрасте. И то считалось быстро! Сейчас молодым в этом плане проще. Все новые ребята, которые к нам приходят, понемногу включаются в игру театра, стараются работать, как мы, старшее поколение.
- Это все последствия дедовщины?
- Нет, что вы. Ничего такого мы не устраиваем. Наоборот, стараемся молодым актерам помочь, что-то им подсказать, поправить. Ведь волнение во время первых выступлений у всех страшное, мозги отъезжают, ноги не туда идут, слова забываются. Поэтому, если новичок что-то недоигрывает, доигрываем за него. Когда молодой актер чувствует, что его тянут со всех сторон и он идет как в русле реки, тогда у него появляется охота играть.
- Заметил, что номер вашей гримерной 13-й... Вы в приметы не верите?
- Почему же, верю. Но дело в том, что я не курю. А в той гримерке, где был раньше, ребята сильно дымили. Мне и сказали: раз ты некурящий, иди в 13-й кабинет (смеется). Кроме меня тут Саша Кашперов, Витя Рыбчинский, Толя Котенев, Артем Давидович... Вообще актеры очень много курят. На киностудии на озвучивании порой было тяжело, потому что долгое время вынуждены были находиться в одной комнате с курящими. По молодости и я покуривал, но не понравилось. Не нашел в этом никакого удовольствия.

«Минский Курьер» от 11 марта 2011 г.
 
200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
 
© 2008-2012 belactors.info. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.