Белорусские актеры театра и кино Люди театра и кино Интервью, рецензии Ссылки Гостевая

   Карта сайта  Для писем  На главную
• БИОГРАФИЯ

• ТЕАТР

• ПРЕССА

• КОММЕНТАРИИ


Если Вы заметили неточность,
если Вы располагаете
дополнительными
сведениями, напишите
администрации
или оставьте
сообщение в Гостевой.
Спасибо.
  РЕЖИССЕРЫАЛЕКСАНДР КОЗАК

Козак Александр Александрович  Козак Александр Александрович 
    Теперь - академический!
     Елена Данилова

Брестский театр удостоен высшего театрального звания

Поистине насыщенным на события оказался нынешний март для Брестского театра.
Буквально под занавес недавно состоявшейся тут премьеры и в преддверии профессионального праздника - Международного дня театра, который отмечается во всем мире 27 марта, Брестский театр драмы и музыки имени Ленинского комсомола Беларуси удостоился самого высокого театрального звания. «За значительный вклад в развитие национальной культуры и достижения в сфере театрального искусства» постановлением Совета Министров Республики Беларусь ему был присвоен статус «академический», а вместе с тем театр получил и свое новое имя. Теперь он именуется Брестским академическим театром драмы имени Ленинского комсомола Беларуси.
Журналисты «Зари» не преминули поздравить коллектив со столь знаменательным и радостным событием, а заодно побеседовали с директором театра Александром Козаком о том, по какому пути теперь пойдет титулованный театр: что будет меняться и чего ожидать зрителям...

- Александр Александрович, до недавнего времени академический статус у нас в республике имели четыре театра - это представители столичной Мельпомены и драматический театр имени Якуба Коласа, расположенный в Витебске. Получается, что из областных Брестский театр вторым в республике получил этот статус...
- Скорее, не получил, а заработал... Я абсолютно не скрываю того, что с добрый десяток лет мы к этому стремились и к этому шли. И если раньше город Брест считался совсем не театральным, а наш театр был не интересен зрителю, то сегодня всё изменилось: Брестский театр уверенно занял одну из лидирующих позиций в культурном пространстве страны. Его высокий профессиональный уровень неоднократно был отмечен критиками на многих международных фестивалях, а три года назад нашей труппе было присвоено звание «Заслуженный коллектив Республики Беларусь»... А возвращаясь к вашему вопросу, Брестский театр как раз-таки первый из областных удостоился звания академический. Ведь тот же Витебский театр создавался в свое время как Второй белорусский государственный театр, а потому он и по сей день считается учреждением культуры не областного, а республиканского значения... А мы сейчас, выходит, вернули свой прежний статус, некогда утраченный. Наш театр был создан в 1944 году как Государственный молодежный театр и, по сути, он явился Третьим белорусским государственным театром. Областным же он стал называться в 60-е годы, когда было проведено своеобразное реформирование театральных структур.
- Так к чему же обязывает новый статус и какие возможности открывает перед театром столь значительная добавка в имени?
- Теперь нам, прежде всего, необходимо совершенствовать себя - притом не ежедневно, а ежечасно. Конечно, в работе нельзя обойтись без промахов, но все же статус академического театра не терпит суеты и ошибок. А если говорить про какие-то возможности, то я не думаю, что нынешнее положение открывает нам принципиально новые дороги. Академический статус - это, скорее, моральный аспект, осознание своей значимости, востребованности и престижа. К такому стремятся многие учреждения культуры... Но коль нашему театру удалось этого достичь, нам не стоит теперь останавливаться и просто почивать на лаврах. Нужно искать новую драматургию, открывать доселе неизвестные имена и таланты...
- А какова политика сегодняшнего театра: сохранять традиции или быть флагманом чего-то нового?
- У нас сочетается, казалось бы, несочетаемое - это театр, основанный на классическом репертуаре, и эксперимент в театре. На последний сейчас мы и делаем основной упор. Но опять-таки всякого рода эксперименты в театре: и необычное прочтение пьесы, и оригинальная подача материала - все должно основываться на хорошей школе, где соблюдаются каноны и традиции классического театра, где есть место эстетическим понятиям. Ведь разговоры о том, что воспитательные качества театра уходят, не совсем справедливы. В театр человек по-прежнему идет за мыслями...
- Александр Александрович, с чем, на Ваш взгляд, сегодня стоит выходить к зрителю?
- Однозначно - с любовью и добром. А еще театр должен уметь удивить зрителя, порадовать и где-то даже огорошить - в общем, вызвать какие-то эмоции. Я категорически не приемлю чего-то среднего и серого. Для меня лучше провальный спектакль, чем тот, после просмотра которого зритель останется равнодушным...
- А какие спектакли из репертуара последних лет Вы бы могли назвать знаковыми, удачными?
- Откровенно говоря, для меня все постановки родные, извините, тут уж приходится «якнуть». Ведь ни один спектакль без меня не рождается, не репетируется и не выходит в жизнь. Поэтому все они одинаково дороги. Но что касается значимых постановок, которые повлияли своей энергетикой на весь творческий процесс, - это, очевидно, «Женитьба Фигаро» и «Дядя Ваня» в постановке литовского режиссера Альгирдаса Латенаса. Кстати, мы планируем и в дальнейшем приглашать в театр зарубежных режиссеров, которые зарекомендовали себя как интересные, со своим творческим подходом персоны...
- Скажите, насколько сегодня востребованы спектакли Брестского театра за пределами стационарной сцены?
- За рубежом они очень актуальны, и потому нас частенько приглашают в качестве участников на всевозможные международные фестивали. Однако лично я уже переболел той детской болезнью, когда от каждой заграничной поездки испытываешь гордость и восторг. Для меня это уже неинтересно. Гораздо приятнее осознавать, что мы востребованы здесь, что в Бресте люди с огромным интересом ждут очередного показа. И еще очень дороги и значимы для меня наши поездки в Столин, Лунинец, Ганцевичи и другие райцентры, где после каждого спектакля видишь восторженные лица людей и слышишь их просьбы приехать снова и снова... Как раз сейчас мы пересматриваем свои приоритеты. Конечно, не будем отходить от зарубежных гастролей - только на это лето у театра запланированы три поездки, однако больше будем уделять внимание нашей провинции. В ближайшее время, я думаю, мы сможем наладить регулярные выезды труппы не только в райцентры, но и на село.
- А какие вопросы в настоящее время наиболее остры для служителей Мельпомены?
- Как никогда злободневна проблема драматургии и современного разговора со зрителем. Конечно, из-под пера наших драматургов сегодня появляются кое-какие пьесы, но это совсем не тот уровень, с которым можно выходить на сцену. Еще один больной вопрос - техническое оснащение. И это проблема не только нашего театра. Сегодня в республике лишь одно учреждение - открывшийся недавно после реконструкции Национальный академический Большой театр оперы и балета - соответствует мировым стандартам... Также не хватает в театрах технических работников - сегодня довольно нелегко найти людей, которые бы могли грамотно поставить декорации, выставить свет... Кадровый дефицит испытываем мы и по части творческих работников. Чего таить, в театре актеры не очень-то много зарабатывают, а потому в профессию молодежь идет неохотно. В настоящее время Брестский театр находится в состоянии смены поколений. Те артисты, которые создали славу театра, к сожалению, уже отходят от дел по тем или иным причинам. И сейчас особо актуален вопрос пополнения труппы молодыми творческими людьми. Чтобы решить эту проблему, мы специально при Брестском музыкальном колледже создали театральное отделение, плотно работаем сейчас и с Академией искусств в Минске, куда только в этом году на учебу по целевому направлению отправим пять-семь человек.
- Александр Александрович, а как насчет репертуара? Чем в ближайшее время порадуете зрителей?
- Сейчас мы работаем над спектаклем к 200-летию Николая Гоголя. Оригинальным проектом мы встретим также 65-летие освобождения Беларуси. К этой дате уже сейчас создается пьеса, в которой будут использованы лучшие образцы русской и белорусской прозы и драматургии. Театр хочет поговорить о судьбе женщин в войне... Ну а в апреле зрителей ожидает очередная премьера - спектакль «Молодожены» в постановке вчерашней выпускницы Академии искусств Дарьи Лебедевой. Этот спектакль расскажет об ответственности молодых людей, вступающих в брак. А вообще у нас очень много любопытных идей и замыслов, потому ждем всех поклонников театрального искусства в зрительном зале!

«Заря» от 31 марта 2009 г.
 
200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
 
© 2008-2012 belactors.info. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.