Белорусские актеры театра и кино Люди театра и кино Интервью, рецензии Ссылки Гостевая

   Карта сайта  Для писем  На главную
• НАШ БЛИЦ-ОПРОС

• ИНТЕРВЬЮ

• РЕЦЕНЗИИ

• СТАТЬИ, ОЧЕРКИ,
  ПОРТРЕТЫ
  РЕЦЕНЗИИ

«Ужин с придурком»     Дураки остались в дураках
     Наталья Шнитко

Первого спектакля от Николая Пинигина в новом качестве - художественного руководителя Купаловского театра - ждали, наверное, со дня его назначения на эту должность. Еще до премьеры режиссер честно предупредил, что это не та постановка, с какой должен начинать худрук, а просто спектакль, который будет приносить театру деньги. И вот пьеса «Ужин с придурком» Франсиса Вебера появилась на подмостках Национального академического театра имени Янки Купалы.

Многие хорошо помнят французский фильм «Ужин с придурком», сделанный в лучших комедийных традициях этой страны. Это трогательная комедия о человечности, одиночестве, дружбе... В общем-то, именно позитивных, добрых эмоций зрители ждали и от нового купаловского спектакля.
Надо сказать, что постановка для Минска не нова. Несколько лет спектакль «Ужин с придурком» был антрепризным и собирал полный зал клуба имени Дзержинского. Но любой артист, режиссер, драматург скажет, что антреприза и репертуарный театр - абсолютно разные величины. Недаром же многие признанные актеры никогда не соглашаются играть в антрепризе. Сейчас же речь идет как раз о театре с богатой историей, традициями и своими устоями. Зрители-купаловцы привыкли к определенной планке, определенному стилю сценического повествования, определенной форме...
Николай Пинигин еще накануне премьеры делал акцент на том, что театр не должен «упиваться» академизмом, театр должен жить. Утверждение бесспорное. Зритель не будет ходить в «мертвый» театр, в любой постановке должен быть воздух. Кстати, при всей спорности и неоднозначности в спектакле Николая Пинигина «Сымон-музыка» (он появился на сцене Купаловского несколько лет назад) была соблюдена грань между легким глотком свежего воздуха и прерывистым заглатыванием порывов шквалистого ветра, который вместе с кислородом швыряет в лица весь мусор, что собрал по дороге. Вот как раз эта грань, на мой взгляд, стерлась в спектакле «Ужин с придурком».
Вначале ничто не предвещало беды. Вальяжный Сергей Журавель и абсолютно неузнаваемый Виктор Манаев разыгрывали как по нотам тонкие отношения. Кстати, герой Манаева почему-то из «дурня» превратился в «прыдурка». Согласитесь, эти определения носят разную семантическую окраску. Но как бы его ни называли на афише и в спектакле, он все равно для зрителя остается милым, неуклюжим, наивным и искренним «дурнем». Именно Манаев смог сохранить в своем герое ту тонкую трогательность, которая была заложена в пьесе Франсиса Вебера. А вот Сергей Журавель предстал перед зрителями грубым и циничным.
Конечно, такое поведение на сцене в начале спектакля было абсолютно оправдано. Оно создавало не только визуальный и аудиальный, но и ощущенческий контраст двух героев. Но к концу пьесы циник меняется, в нем должна появиться или проявиться мягкость, незащищенность и даже некоторая лиричность. В спектакле Николая Пинигина этого не происходит. И зритель ощущает некоторую нелогичность происходящего.
Купаловский театр - театр белорусский до мозга костей. И неважно, что в репертуаре немного пьес отечественных авторов - в этом театре всегда присутствовала истинная белорусскость. И как раз вот этой белорусскости не хватает спектаклю «Ужин с придурком». Постановка, к неудовольствию многих зрителей, перенасыщена бранными словами, при этом калькированными с русского языка. Если была необходимость наполнить спектакль «лаянкавымi» словами, то можно было взять чисто белорусские. Тогда «Ужин с придурком» был бы атмосферным. Но увы...
Несомненно, этот спектакль найдет своего зрителя. Я даже не сомневаюсь, что он, как и предполагал Николай Пинигин, будет приносить театру деньги для новых серьезных постановок. Вот только мне не дает покоя вопрос, не потеряет ли Купаловский театр из-за этого глубокого, вдумчивого зрителя, на которого и рассчитаны будущие серьезные постановки...

«Вечерний Минск» от 15 июля 2009 г.
 
200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
 
© 2008-2012 belactors.info. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.